Повышение тарифов на зерновые грузы поспособствует оттоку объемов на авто и реку

Posted by vertik
Category:

Прогнозируемые цифры нового урожая, похожи на цифры сезона 2019/20. И тогда, и сейчас, количество зерновозов в Украине на 25-30% больше необходимого, для перевозки даже таких объемов урожая. Вагонов вдоволь и все частные операторы готовы к перевозкам, наверное, готова и Укрзализныця. Наибольшим спросом будут пользоваться частные вагоны современных моделей, с объемом кузова от 104 до 120 куб. метров. Все вагоны УЗ имеют объем 94 куб. метров, поэтому для конкурентоспособности с частными вагонами, они должны иметь значительно более низкую плату за пользование, чем рыночная арендная плата частных многокубатурных вагонов.

В общем парке зерновозов большое количество вагонов как УЗ, так и частных владельцев с просроченным плановым ремонтом. Это связано с избытком зерновозов, и как следствие, очень низкой маржинальностью зерновых перевозок. Недостаток доходности не дает возможности владельцам вагонов проводить своевременно плановые виды ремонтов. И много частных вагонов стали на отстой, или вообще на консервацию. Это дешевле, чем стачивать стоимостные колесные пары.

Дефицита зерновозов в текущем сезоне не будет. Избыточное количество зерновозов уменьшается, за счет вагонов, срок эксплуатации которых истек, или закончился длительный срок эксплуатации. С другой стороны, есть рост урожая. Рынок зерновозов очень медленно направляется к балансу спроса / предложения, который окажет необходимую рентабельность, необходимую на проведение ремонтов и обновления вагонного парка. Учитывая темпы списания вагонов, профицит вагонов в этом сезоне будет существовать.

Железная дорога обеспечивает около 70% всех перевозок зерна на экспорт (в том числе в морские порты), такое количество груза не сможет уйти из железной дороги (на авто и реку), чисто с технической невозможности транспортировать указанные объемы другим видом транспорта. Речной транспорт постепенно развивается и постоянно наращивает свою долю; по автотранспорту есть определенные весовые ограничения, которые с каждым годом ужесточаются. Кроме того, если сохранится стоимость железнодорожной логистики, на таком же низком уровне, и вагоны, так же будут хорошо ездить, как и в прошлом сезоне, железная дорога сохранит свой процентный баланс.

Новый министр инфраструктуры недавно заявил, что необходимо провести индексацию тарифа на грузовые железнодорожные перевозки, надеюсь, что министр, когда говорил об индексации тарифов, НЕ имел в виду, индексацию (повышение) тарифов на зерновые грузы. Зерновые перевозки являются доходными для государственного перевозчика, но если тарифы будут подниматься, это будет приводить к усилению оттока объемов грузов на авто и реку.

Уже два года пандемия положительно влияет на грузовые перевозки. Это происходит за счет уменьшения пассажирских перевозок, и вся тяговая и инфраструктурная мощность УЗ, направлена на грузовые перевозки.

Ситуация с железнодорожной инфраструктурой на Западе и Юге страны улучшается, но в большинстве за счет частных денег. Сами аграрии постепенно выстраивают современную инфраструктуру под свои нужды. Относительно инфраструктурных работ со стороны УЗ, следует отметить, что идет достаточно масштабная работа по подготовке припортовых станций Одесской железной дороги к следующему зерновому сезону.

(Материал взят из интервью Олега Бурлаченко для Rail.Insider).