Тарифный дисбаланс

Posted by vertik
Category:

В данный момент структура грузов, которые перевозит Укрзализныця состоит на 60% из внеклассных грузов и грузов 1-го класса. Это: железная руда, уголь, строительные материалы, шлаки, кокс и т.д. У этих перевозок отрицательная рентабельность для перевозчика – они убыточные. Тарифы на эти классы не дают возможность перевозчику получать необходимую прибыль, которая давала бы возможность поддерживать определенный уровень заработной платы в отрасли, сохранять кадровый потенциал, инвестировать в поддержку и развитие инфраструктуры, обновление локомотивного и вагонного парков. Прибыльные для железной дороги грузы 2-го и 3-го классов фактически субсидируют перевозку грузов 1-го класса и внеклассных. Например, производители зерновых грузов (2-й класс) субсидируют развитие предприятий ГМК, угольщиков и строителей.

Эта диспропорция в тарифах перешла со времен Советского Союза. За годы независимости Украины, колоссальная разница в стоимости перевозок позволила получать собственникам ГМК сверхприбыль и входить в списки олигархов «Форбс». Ни одна отрасль народного хозяйства Украины не имеет такого количества олигархов. Сейчас экономика страны и финансовое состояние УЗ пребывают в очень тяжелом состоянии, тарифный дисбаланс необходимо ликвидировать немедленно. Удорожание сырья и любых других товаров на мировых рынках регулирует баланс спроса и предложения, а увеличение логистики в себестоимости указанной продукции приведет только к уменьшению сверхприбыли.

Убыточные тарифы на внеклассные грузы и грузы 1-го класса должны быть пересмотрены до уровня себестоимости, а на следующем этапе – до уровня необходимой рентабельности.

Тарифы на порожние вагоны должны быть одинаковыми, без привязки к грузу, который перевозился до этого. Железная дорога фактически перевозит тару вагона, которая похожа у всех вагонов. Величина тарифов 3-го класса должна быть снижена. Это позволит вернуть на железную дорогу грузы, которые перешли на автотранспорт.

Тарифная градация железных дорог ЕС вовсе не упирается на классы грузов. Стоимость перевозок зависит от иных факторов: скорость движения на маршруте, загруженность маршрута, количества перевезенного груза по маршруту, инфраструктурные особенности маршрута.

У большинства стран, государство предоставляет дотации национальному перевозчику. Укрзализныця не получает денег из государственного бюджета. УЗ должна самостоятельно заботится об экономической эффективности и самоокупаемости своей деятельности.

Наша компания является железнодорожным оператором, а не производителем продукции. Но мы заинтересованы в том, чтобы национальный перевозчик предоставлял качественные и современные услуги по перевозке грузов, которые нам поручили экспедировать. А это станет реальным, когда железная дорога сможет получать необходимый доход на обновление и модернизацию, в частности и благодаря унификации тарифных классов.

Из интервью генерального директора ТЭП «ВЕРТИКАЛЬ» Олега Бурлаченко, информационно-аналитическому издательству Rail.insider.